Общаясь с людьми, очень часто встречаю непонимание или неверную интерпретацию понятия "настольная игра". Как минимум это воспоминание о шашках и шахматах, как максимум - о "Монополии". Именно данный прискорбный факт заставил меня написать эту статью, призванную окончательно расставить все точки над "i".
В английском языке под "настольной игрой" (board game) понимают определенный узкий класс игр, где обязательно существуют игральное поле и фишки, которые надо по нему перемещать. Название, скорее всего, происходит от шахмат, шашек, нард и Го, где полем служат игральные доски (board). Остальные игры, где данное поле не используется, определяются уже как карточные игры (Card Games), ролевые игры (Role play Games), варгеймы (Wargames) и т. д.
В русском же языке термин "настольные игры" включает в себя большой пласт игр, которые можно объединить по следующим признакам:
Можно выделить несколько направлений в настольных играх:
Классические игры (Classic Games) - шахматы, шашки, нарды и т. п. Игры, в которые люди играют с древних времен, но актуальность не потеряна до сих пор. На мой взгляд, одно из самых гениальных изобретений человечества в игровой индустрии, ведь можно сто раз подряд сыграть в шахматы, и это никогда не надоест. А попробуйте с десяток раз подряд пройти Doom или Age of Empires.
Карточные игры (Playing Cards) - покер, дурак, преферанс, бридж, различные пасьянсы и еще много всякого такого. К этим играм интерес также не угасает, а может быть, развит даже несколько больше, чем к классическим. Первые карты появились в Китае 7-8 веков и изготовлялись методом нанесения гравировки на хлопчатую ткань. Карта делилась на 2 части (картинка из пьесы и текст), а смысл состоял в том, чтобы подобрать нужную цитату к нужной картинке. В том понимании, в котором карты известны нам на сегодняшний день (колода из 36 карт, 4 масти), они появились все в том же Китае в 12 веке. В Японии 7-12 веков карты использовались наподобие современных викторин - забава для образованной знати. В Европу карты привезли крестоносцы из мусульманского Востока в 11-13 веках, где колоду называли "наиб". После того как в 15 веке была изобретена гравировка на меди и дереве, начался массовый выпуск карт.
Игры с кубиками (Bones) - кости можно назвать одной из самых древних азартных игр. (Изначально игроки использовали кости животных. Родиной игры в кости принято считать Азию. Наиболее известные экземпляры игральных костей датированы 1573 г. до н.э. Но они далеко не самые древние, при раскопках в Египте были обнаружены более старые кости. Их использовали также и для предсказания судьбы. Назывались такие кости "астрагалами"). Основной игрой являются кости, ну, а остальные - либо вариации, либо попытка перенести другие настольные игры в плоскость кубиков. Выгода очевидна: кубики малы, занимают мало места, играть можно в любом месте, где есть мало-мальски ровная поверхность. Кроме того, благодаря игре в кости, мы получили великолепный источник случайного числа от 1 до 6 (в более поздних вариациях и от 1 до 3, и от 1 до 10, и т. д.)
Коллекционно-карточные игры (ККИ/CCG) - объединяют два занятия: карточную игру и коллекционирование самих карт, ведь каждая из них - уникальна, а некоторые являются редкими или чрезвычайно редкими (1 на 50 или 500 подобных карт). Для того чтобы начать играть, необходимо иметь Стартовый набор. Но, отыграв 2-3 партии, понимаешь, что надо бы прикупить еще картишек, иначе противники тебя часто обыгрывают. Поэтому и продаются наборы, состоящие из 10-15 карт (так называемые "бустеры"), в которых случайным образом лежат карты. Купив их, можно использовать в игре, продавать или, может быть, меняться с друзьями. Если Вам не интересно играть, но Вы настоящий нумизмат - купите альбом и собирайте карточки туда. Многообразие гарантировано - каждый сет каждой игры содержит не менее 200 различных карт. Самой известной ККИ является MTG - Magic The Gathering. Нашими российскими разработчиками было выпущено несколько игр, получивших признание и любовь игроков: "Берсерк", "Война", "Небожители", "Козябла", "Путь Командора" и т. п.
Настольные карточные игры (НКИ/BCG) - здесь карты выступают в своей новой ипостаси, исполняя роль различных юнитов, ресурсов, возможностей отрядов или людей. Возможно, использование в дополнение к картам фишек или кубиков. В отличие от коллекционных карточных игр, НКИ идут одним полноценным набором, и докупать к ним для игры ничего не надо. Представителями этого направления являются "Крылья Войны", "Зельеварение", "Князья", карточные "Колонизаторы" и т. п.
Семейные настольные игры или Настольно-печатные (BG) - предназначены для широкого круга людей, в идеале для семейного отдыха. Т.е. такая игра будет вполне интересна участникам от 3 до 99 лет, главное, правильно подобрать тематику. Ну, а развернуться здесь точно есть где: экономические, логические, стратегические, исторические, политические, простые бродилки - каждый найдет себе игру по вкусу. Именно эти игры и обозначаются англоязычным термином "board games". Если Вы думаете, что настольно-печатные игры появились у нас лишь после поднятия "Железного занавеса", то Вы ошибаетесь. В России такие игры получили свое распространение в конце 19 века ("Скачки", "Игра в гуськи"), но после революции о них неоправданно забыли. В Советском Союзе были распространены первые три типа рассмотренных нами игр (если не считать детских "бродилок"), а интерес к настольным проснулся лишь в конце 90-х и не угасает до сих пор. Кроме изготовления своих собственных игр, фирмы - изготовители локализуют иностранные, что тоже очень приятно, ведь у Запада была фора в целых 70 лет, и за это время им удалось разработать и создать много замечательных игр. "Монополия", "Цивилизация", "Колонизаторы", "Каркассон" - всех не перечислишь.
Ролевые настольные игры (RPG) - отличаются минимальным набором необходимого "оборудования" и наличием Мастера - ведущего игры. Все очень просто: есть книга правил (рулбук от английского "rulebook"), описывающая основную механику игры и принципы взаимоотношения "игрок-игрок" и "игрок - окружающий мир". Есть генератор случайных чисел (уже упомянутый нами кубик), есть Мастер, который словесно описывает окружающий мир, ведет повествование и следит за выполнением правил, и, наконец, есть Игроки, которые играют и получают от всего этого удовольствие. Конечно, существуют перегибы в ту или иную сторону: можно играть вообще без кубиков и книги правил (так называемые "словески"), а можно добавить карты и миниатюры - все зависит от играющих. Книг правил, а, значит, и разных систем, очень много, следовательно, можно подобрать для себя самую интересную и простую. Хотите быть пиратом, магом, покорителем звезд? Тогда ролевые игры для Вас! Единственной изданной российской ролевой игрой является "Эра Водолея". Кроме нее, официально была переведена и издана "Искусство Волшебства". Но в Рунете можно найти множество переведенных энтузиастами книг из различных систем: DnD, GURPS, Fuzion и т. п.
Варгеймы (WG) - раньше были доступны лишь генералам из Генштаба, но теперь даже маленькие дети могут передвигать миниатюрки воинов по полю сражения и моделировать ту или иную боевую ситуацию. Во истину, хобби для настоящих мужчин, которым надо где-то воплотить свои милитаристские амбиции в мирное время. Тут можно выделить три интереса: сама игра, покраска миниатюр, создание диорам - каждый выбирает для себя то, что ему интересно, а, может,и комбинирует их. Сейчас на рынке варгеймов присутствую, как и российские производители, так и иностранные. Что выбрать - вопрос сложный. Иностранные солдатики, конечно, лучше по качеству, зато цена кусается. Наши будут попроще, но и цены демократичней. В общем, каждый выбирает на свой вкус и толщину кошелька.
Игры на бумаге (Pen & Paper Games - PPG) - это игры, для которых не нужно ничего, кроме листа бумаги (чаще всего "в клеточку"), ручки или карандаша. Таково классическое определение, впрочем, существует целый ряд игр и забав (в основном, это прикладные способы использования бумаги), в которых вам могут понадобиться ножницы для разрезания листа на части, клей, степлер или скотч для их последующей склейки, а в редких случаях - кубики. Но от этих "современных веяний" суть не меняется: игры на бумаге крайне просты, не требуют подготовки и специального инвентаря, а значит - могут играться практически где угодно и когда угодно. Сложность: от самых простых (крестики-нолики, "вырезалки") до очень сложных, стратегическая глубина которых приравнивается к шахматной (бумажные варианты Го и Рэндзю). Массовость: 1 человек (головоломки, оригами, прикладные), пара (большинство игр), группа из 2-6 человек. Ряд игр без ограничения численности: интеллектуальные или творческие конкурсы, рисование, игры на складывание, просто смешные листы ("лист гнева", "чепуха", "истории" и подобные), издание офисной газеты и т.п. Жанры: абстрактные стратегии, тактические игры, приключенческие, игры на координацию, эрудицию, фантазию, творческие.
Надеюсь, после прочтения этой статьи Вы немножко разберетесь в нагромождении различных понятий, и она поможет Вам выбрать ту или иную игру, которая скрасит не один вечер игры Вашей компании.