1988 год.
Шестой класс.

К этому времени, я интересовался всем что так или иначе было связанно с компьютерами, а так же программируемыми калькуляторами. Все было в диковинку и интересно.

С чего все начиналось?
Для меня с чтения журналов "Наука и Жизнь" и "Техника Молодежи", в которых в конце восьмидесятых публиковались программки для наших отечественных программируемых калькуляторов. Очень захотелось иметь такой агрегат. И в один прекрасный день Оно появилось. Называлось МК-61. Чудо советского машиностроения, позволяющее программировать задачи длиной до 105 шагов включительно, используя 15 регистров памяти, на собственном ПМК-ашном языке. Сразу пошли рубилова в самые первые игрушки для ПМК, которые брАлись из заботливо отложенных иль переписанных (массового распространения ксероксов тогда еще не было) журналов. Сейчас, конечно, смотришь на те игрушки и язык не поворачивается дать им определение кроме как "примитивные". Но тогда это было Что-то!..
В то время в журнале "Наука и Жизнь" существовал раздел "Человек с микрокалькулятором", с 1986г. переименован в "Человек и компьютер", хотя про программируемые микрокалькуляторы продолжали писать аж до 1990г. (раздел ведет кандидат физико-математических наук Ю.Пухначев); и там же раздел "Школа начинающего программиста" уроки программирования на Бейсике (с 1986г. занятия ведет канд. технических наук И.Данилов).
В этих рубриках публиковались прикладные программки для расчета чего-либо и игры.
Конечно никакой графики в тех калькуляторах не было, но это компенсировалось воображением. Особенно интересный подход предложил журнал "Техника Молодежи", в разделе "КЭИ - Клуб Электронных Игр", это были настоящие фантастические эпопеи!
Тогда же на телевидении появилась телепередача "Человек с компьютером", с теми же ведущими. Надо отдать должное Ю.Пухначеву и И.Данилову за популяризацию и вклад в компьютеризацию страны, умели интересно рассказывать.



А какие альтернативы?
Кубики-рубика и прочие популярные советские головоломки (псевдо "венгерского производства") быстро надоедали. Для вполне доступных настольных игр нужен был партнер. На игровые автоматы (в основном, в кинотеатрах) под 15-копеечные монеты у родителей моментально "вдруг" кончались деньги. Да, были еще жутко дефицитные дорогущие игровые отечественные приставки к телевизорам с хитом всех советских времен и народов - игрой в пинг-понг с роботом - они банально были не по карману.
Бытовые компьютеры только-только начинали появляться, тем более в провинции, где заурядный (ныне) Спектрум считался жутким дефицитом. Да, ладно, фигня! Чтобы купить тот же МК-61 (сколько он стоил - отдельная песня) мы с мамой стояли в очереди в ЦУМе целый день!..
Да, совок. Да, дикость. Да, мало сейчас кто это помнит, вернее вряд ли кто хочет вспоминать. Помнить нужно хорошее. И от тех далеких времен я предпочитаю помнить и хранить в Памяти только самое лучшее. И одно из - игровые программы для ПМК.



Итак в феврале 1988 года у меня появился программируемый микрокалькулятор "Электронника МК-61" :)~

Электронника МК-61 Электронника МК-61 Электронника МК-61 Электронника МК-61 Электронника МК-61 Электронника МК-61 Микрокалькулятор "Электронника MK 61"
Most popular Russian RPN programmable calculator.
Year: 1983..
Price: 85 roubles (1983)
Display: Fluorescent. (и очень тормозной)
Memory registers / Регистров памяти: 15
Program steps / Шагов программирования: 105
Power / Питание: 3xAA, Power adapter / Сетевой адаптер


К этому времени линейка отечественных программируемых микрокалькуляторов выглядела так: БЗ-21, БЗ-34/МК-54, МК-61(85руб)/МК-52(110руб), МК-85(145руб).
Параллельно я ходил в дом пионеров в кружок программирования. Там стояли совсем простенькие компьютеры. Изучали бейсик, играли. Пробовал делать программки, переписывал из журналов.
Позже пробовал изучать ассемблер для процессоров моторола, но понял, что программирование не мое, графика привлекала больше.
В сентябре 1988г. В Москве откылся специализированый центр автоматизации фирмы "Оливетти" (Olivetti). Первая официальная иностранная компьютерная фирма в Союзе.
В декабре 1988г. В Москве, в центре международной торговли учрежден международный компьютерный клуб (МКК).


Б3-30
B3-30 Первые микрокалькуляторы потребляли очень много энергии от батареек, работы которых хватало от силы на два часа автономной работы. 220 вольт под рукой бывает не всегда, а без проблем купить батарейки можно было только в крупных городах. Поэтому инженеры-разработчики начали разрабатывать микрокалькуляторы, которые бы очень мало энергии от батареек. К тому времени уже были изобретены индикаторы на жидких кристаллах, которые отличались пониженным энергопотреблением.
Вторым микрокалькулятором на жидких кристаллах после Б3-04 стал микрокалькулятор Б3-30, разработанный в 1978 году и потреблявший 8 миливатт (для сравнения, калькулятор Б3-26 потреблял 600 мВт). В этом калькуляторе была несвойственная советским калькуляторам функция вычисления обратной величины числа, имеющаяся практически во всех современных простых калькуляторах. Чтобы вычислить 1/5, надо нажать | 5 | -:- | = |. Через год (к Олимпиаде в Москве) микрокалькулятор Б3-30 заменил Б3-39, в котором использовалась новая низкопороговая микросхема. Потребляемая мощность уменьшилась в восемь раз и составила всего один миливатт. В этом калькуляторе уже можно было обойтись без преобразователя напряжения.



Б3-21
Б3-21



БЗ-34/МК-54
Б3-34 Б3-54



МК-61/МК-52
MK-52 Один за другим известные научно-популярные журналы стали учить работать с калькулятором. Это - журналы "Наука и Жизнь", "Техника-Молодежи" и "Химия и Жизнь". В "Науке и Жизни", начиная с октября 1983 года появился специальный раздел "Человек с микрокалькулятором", где рассказывалось как работать с Б3-34, а также приводилось большое количество полезных и игровых программ. Журнал "Техника - Молодежи", начиная в 1985 году сначала провел курс программирования на Б3-34 под названием "Калькулятор - Ваш помощник", а затем организовало "Клуб Электронных Игр", в котором печатались увлекательнейшие фантастические рассказы "Истинная Правда" и "Путь к Земле", где читателям предлагалось самим "освоить" технику "приземления" на лунную поверхность и осуществить полет с Луны на Землю на не приспособленном для таких полетов корабле местных лунных линий "Кон-Тики". Школьники и взрослые пользователи микрокалькулятора с нетерпением ожидали очередного номера "Техники-Молодежи", чтобы продолжить полет к Земле.
Кстати, микрокалькулятор МК-52 летал в космос на корабле "Союз ТМ-7", где его предполагалось использовать для рассчета траектории посадки в случае, если испортится бортовой компьютер.



МК-85/МК-85М
MK-85 MK-85m В начале 80-х годов все больше становится персональных компьютеров. В 1983 году появляется первый Советский персональный компьютер "Агат" с процессором 6502, в некоторых школах начинают преподавать языки программирования.
В 1986 году появляется первый советский микрокалькулятор с языком программирования "Бейсик" - "Микрокомпьютер "Электроника МК 85". Стоит он недешево - 145 рублей, но все равно сразу сметается с прилавков фирменных магазинов "Электроника" с Москве и Ленинграде, стоит ему появиться. Только к 1988 году его можно будет спокойно купить в магазине. Это - неспроста - в калькуляторе есть "Бейсик" - язык программирования настоящих компьютеров!
МК-85 выпускался в двух вариантах - с килобайтом памяти (МК-85) и с шестью (МК-85М). Микрокалькулятор имел особенность - работал с числами, у которых порядки достигали +- 4096 степени. Правда, брать синус от числа с порядком, близким к 4096, могло привести не только к зависанию, но и к пропаданию уже введенных программ. Программы, кстати, не стирались из памяти калькулятора после его выключения - тоже новинка. В обычном режиме калькулятор работает о-о-о-чень медленно. Так например, для вычисления синуса от числа 3 ему требуется целых 3.5 секунды. Микрокалькулятор можно перевести с режим "ускоренных вычислений". Для этого в момент его включения нужно нажать клавишу "+". Тогда он считает очень быстро. Тот же синус он "берет" уже за 0,5 секунды, но при этом батарейки буквально "истлевают" на глазах, и их очень скоро нужно менять. Такой режим работы рекомендуется при работе от внешнего источника питания.
В калькуляторе есть 16-разрядный индикатор, и в одной строке может уместиться до 63 символов. Предусмотрен ввод до 10 программ пользователя, причем введенную программу можно отлаживать в режиме отладки. Кроме того в калькуляторе есть 26 регистров памяти, число которых может быть увеличено за счет уменьшения памяти для программ.
Очень интересно, что в таком перспективном калькуляторе элементарные математические функции вычисляются разложением в ряд Тэйлора, а не по методу "Цифра за цифрой", что несколько странно.
За прототип взят дизайн калькулятора CASIO FX-700P
CASIO FX-700P



МК-90
MK-90 Супер-калькулятор МК-90 - детище минского завода "Кристалл". Это калькулятор с бейсиком, и большим графическим экраном. Он имеет 16-разрядный процессор, совместимый с Электроникой 60, ОЗУ - 16 кбайт, ПЗУ - 16 кбайт (пользователю доступно 11824 байт). Дисплей - 120 x 64 точек (8 строк по 20 символов).
Минский завод "Кристалл" закончил выпускать МК-90. Из российских заводов калькуляторы выпускает только завод "Ангстрем", да и то производит только модели, разработанные 15 лет назад. Импортные модели давно убежали далеко вперед. Для них нормой стало наличие flash-памяти размером в полгигабайта, большой графический, или даже цветной дисплей, связь с компьютером и быстродействие вычислений в несколько раз превышающих компьютер.



MK-98
MK-98 Этот калькулятор не выпускался серийно никогда. Все функции такие же как у MK-95.
Подключение к компьютеру через RS232 интерфейс, Assembler.
ОЗУ: 128 Kbytes, дополнительные модули памяти по 10-kbytes.
ПЗУ: 128 Kbytes.
Процессор совместим с 80C86
LCD дисплей 240 x 128 точек.
Размеры: 255 x 100 x 34 мм (10 x 4 x 1.3 in)
Вес: 550 гр (1.2 lb)



MK-95
MK-95 Этот калькулятор не выпускался серийно никогда. Все функции такие же как у MK-98. Был заказан для нужд Министерства Обороны со специальным программным обеспечением.
Подключение к компьютеру через RS232 интерфейс, Assembler.
ОЗУ: 128 Kbytes, дополнительные модули памяти по 10-kbytes.
ПЗУ: 128 Kbytes.
Процессор совместим с 80C86
LCD дисплей 240 x 128 точек.
Размеры: 255 x 100 x 34 мм (10 x 4 x 1.3 in)
Вес: 550 гр (1.2 lb)



MK-106 (прототип)
MK-106 Микрокалькулятор-лаптоп
Дата релиза: 11.1991
Features: IRPS (like RS232), lite Centronix
ОЗУ: 32 KBytes, внешние модули 16 KBytes
ПЗУ: 32 KBytes
Процессор: K1821BM85 (совместим с i8085)
LCD дисплей 240 x 128 точек (такой же как у MK-90)
Питание: 4xAA
Размер: 220x155x40 мм (в закрытом виде)
Сделан в двух вариантах, из металла и из ценных сортов дерева.
Made by NPP "Elta-Niat" (now ZAO "KROS-NIAT")



МК-152
НПП "СЕМИКО" в Новосибирске "наладил" выпуск программируемого микрокалькулятора "Электроника МК-152"
Более подробно информацию можно узнать на их официальном сайте mk.semico.ru



Разметка по годам.

Калькуляторы МК-61 и МК-52 начали выпускаться в 1983 - 85 гг. До этого были и другие программируемые калькуляторы, но стандарты были разные - число регистров и кол-во шагов программы было меньше. Исторически получилось так, что игровое ПМК-движение сложилось именно после начала массового производства именно этих двух марок ПМК. С этого времени и начнем отсчет игровых программ, написанных под 105 шагов и 15 регистров.

1985 - 89 гг. - Начало перестройки. Слабые потуги изменить совок. Смотришь на журналы тех лет и что видишь?.. Очень наивные, но целеустремленные лица людей. Рекорды удоев молока и сбора урожаев, помощь вечно развивающимся странам, очередные достижения научно-технической революции, и, конечно же, НАШ Спорт и НАШ Космос!..

Первые игрушки для ПМК основывались именно на этом, на темах, которые были на виду. Названия были соответствующие - Колхоз, Лунолет, Учебный полет, Атмосфера, Вершина, Гравилет, Шашки, Полет шмеля, Посади космический корабль в заданном районе (ни фига себе название, ага?!;), Крестики-нолики, Урожай, Соревнования юных картингистов, Одномерный кубик Рубика, Ладейный эндшпиль, Лототрон, Домино-вундеркинд, Термодирижабль, Укрощение мустанга...

1989 - 1991 - переходные годы. Перестройка дает свои первые плоды, начинаются изменения массового сознания, сознания наивного советского человека. Появляются игры - Клондайк, Кооперативное кафе, Выборы, Телепат, Биржа, Арендатор, Фабрикант, Видеосалон, Электронный ринг, Бокс, Бастион, Агрессия, Комиссар полиции, Сталкер, Элита, Вирус, Животноводческая ферма, АЭС...

Как видим, эпоха лунных Лототронов и урожайных Крестиков-ноликов заканчивалась. Предел синусоиды наивности был преодолен. Начиналась действительно новая жизнь.

1991 - 94 - рывок в капитализм. И пошло-поехало - Командос, Клинги, Замок Сатаны, Кибер-убийца, Ниндзя-терминатор, Менеджер, Небоскреб, Том и Джерри, Эльфы, Фредди Крюгер, Публичный дом, Шлюха, Проститутка, Садист, Rising From Hell, Pursuit, Robin Hood, Rambo, StatMAN, The GoonMaster...

Да, названия игрушек на инглише стали обычным явлением. Но! изменилась и качественная составляющая игр. И не только от того, что в большинстве своем стали рулить так называемые "видео" и "динамические" игры. Сам код программ стал более изощренным, 105 шагов и 15 регистров использовались на всю катушку, по полной!

Косвенные переходы заменили собой безусловные (т.е., например, вместо БП 10 использовался КБПА, с записью в RA десятки, которая мало того, что служила адресом перехода, но и использовалась в ~двух других местах для арифметических операций {вместо 1 0 в коде появлялась ПхА}, то есть код сокращается уже на три шага!). Видеосообщения о конце игры стали стандартом, причем вид видеосообщения обязательно увязывался с адресом перехода, ибо использовать регистр чисто для видео - непозволительная роскошь! Повсеместно использовались подпрограммы.

И как могло быть иначе, ведь практически все авторы программ сталкивались с невозможностью втиснуть первоначальный игровой замысел в 105 программных шагов?! Наброски будущих игр часто занимали по 200 - 300 шагов!

Приходилось извращаться, выдумывать новые оригинальные алгоритмы, изыскивать и вовсю использовать недокументированные возможности наших калькуляторов, нетривиально программировать конкретные формулы и даже простой вызов данных (пример, записать сотню можно тупо потратив три шага в коде прг: 1 0 0; можно вбить данные в регистр и вызывать из него стольник через, скажем, ПхА; а можно использовать 2 F10x).

Программированию игрушек постоянно сопутствовала оптимизация кода, которая по определению невозможна без творческого подхода и смекалки. Надеюсь, эти качества сохранились у авторов программ по сей день!




ПМК РЕСУРСЫ
история Советских калькуляторов
Музей Отечественных Калькуляторов
История отечественных микрокалькуляторов
Статья "Программируемые калькуляторы в СССР"
Хорошая статья с классификацией ПМК-игр и перечнем иностранных калькуляторных аналогов
The Calculator Collecting Ring



Эмулятор различных моделей калькуляторов, включая ПМК. Полная коллекция материалов из журнала "Техника молодежи" и частичная - из "Наука и жизнь", книги по ПМК:
Emulator 3000 - эмулятор советских калькуляторов
Emulator 3000 - эмулятор советских калькуляторов
Emulator 3000 - эмулятор домашних и бытовых компьютеров
Emulator 3000 - эмулятор домашних и бытовых компьютеров

Полная эмуляция программируемого калькулятора МК-61 (под DOS)



ПМК АРХИВ ИГР



При написании статьи частично использовалась информация из общедоступных источников.




Hosted by uCoz