Игры на бумаге (pen & paper games, PPG) - это игры, для которых не нужно ничего, кроме листа бумаги (чаще всего "в клеточку"), ручки или карандаша.
Таково классическое определение, впрочем, существует целый ряд игр и забав (в основном, это прикладные способы использования бумаги), в которых вам могут понадобиться ножницы для разрезания листа на части, клей, степлер или скотч для их последующей склейки, а в редких случаях - кубики. Но от этих "современных веяний" суть не меняется: игры на бумаге крайне просты, не требуют подготовки и специального инвентаря, а значит - могут играться практически где угодно и когда угодно.
Сложность: от самых простых (крестики-нолики, "вырезалки") до очень сложных, стратегическая глубина которых приравнивается к шахматной (бумажные варианты Го и Рэндзю).
Массовость: 1 человек (головоломки, оригами, прикладные), пара (большинство игр), группа из 2-6 человек. Ряд игр без ограничения численности: интеллектуальные или творческие конкурсы, рисование, игры на складывание, просто смешные листы ("лист гнева" и подобные), издание офисной газеты и т.п.
Жанры: абстрактные стратегии, тактические игры, приключенческие, игры на координацию, эрудицию, фантазию, творческие.
Мы подразделяем их на следующие разделы:


Первые четыре - в основном, соревновательные игры (о них рассказывается в статье "Соревновательные игры на бумаге"), последние - в основном, прикладные и творческие. Конечно, встречаются исключения: например, словесные игры бывают не соревновательные, а творческие, или сочетают одно с другим ("Чепуха", "Истории"). А приключенческие - иногда включают соревновательный элемент ("Крепости"). Третья статья, посвященная играм на бумаге, раскрывает тему "одиночной игры": головоломок, пазлов, brain teasers на бумаге.

Приключенческие игры на бумаге

В этот подраздел входит мало игр, но их принцип таков, что игроки могут моделировать и творить собственные - как сценарии, так и игры с новыми правилами, принципами, идеями.
По сути, они близки к настольным играм, но, как все игры на бумаге, не требуют покупки коробки с игрой и прекрасно обходятся простейшим инвентарем, который всегда под рукой.
Принцип таков: на бумаге рисуется карта, разделенная на сегменты (обычно это клетки, хотя могут быть и гексагоны, если у вас под рукой гексагональная бумага), и игрок (игроки) перемещается по клеткам во время своего хода, сталкиваясь с противниками, опасностями, ловушками, сокровищами, вспомогательными предметами и т.п. Тот, кто первым (или за меньшее число ходов, если сравниваются несколько партий) пройдет карту, выполнив задание игры, тот и победил. Но победа в данном виде игр, как правило, уступает собственно процессу.


Лабиринт

Самой простой игрой этого типа является Лабиринт. Игрок-ведущий чертит поле 10х10 (на самом деле, лучше 20х20, чтобы все клетки были величиной в 4 клетки, и объекты были хорошо видны) и создает внутри него лабиринт, каждый раз уникальный. Попадая в лабиринт, игрок не видит карты, а видит только стены (или отсутствие стен) на той клетке, где стоит. Он может идти в любом направлении, где нет стены, и ведущий сообщает ему, что происходит на той клетке, куда игрок пришел. Ходы или отмечаются фишкой, передвигаемой по лабиринту, или точками.
Зарисовав стенки, которые видит, игрок двигается дальше, и так, постепенно, у него получается карта Лабиринта. Он отыскивает все сокровища (включая Закрытое) и, если до сих пор жив, находит выход, завершая игру.
Игрок имеет 5 жизней, их можно терять и восстанавливать. У него с собой 3 бомбы, которые могут взрывать стенки (1 перегородку 1 клетки по выбору игрока), и 1 складная лестница, которая позволяет быстро выбраться из ямы-ловушки.
Нарисовав лабиринт, ведущий размещает в нем следующие объекты (все размером 1х1 клетку, если не сказано иное, и 2х2 если вы решили начертить поле 20х20):

1. вход (x) - клетку старта, с которой начинает игрок. Выйти через нее невозможно, после входа она закупорена обвалом;
2. выход (o) - клетку выхода, которая позволяет покинуть лабиринт;
3. комнату сокровищ (клетку, закрытую стенами со всех 4 сторон). Попав в эту комнату, игрок забирает сокровище (обычно это какая-то очень полезная вещь, которая помогает быстрее выбраться из Лабиринта);
4. 3 сундука сокровищ (с) (объекты в любых местах лабиринта, закрытые максимум с 3 сторон, т.е. чтобы всегда к ним был проход);
5. 2 ловушки-ямы (я) (в любых местах, попадая в которые, игрок или тратит 1 складную лестницу из своего вещмешка, или теряет 2 хода);
6. 2 ловушки-колья (\\) (попадая в которые, игрок теряет 1 жизнь);
7. реку (линия из 12 синих клеток, начинающаяся и заканчивающаяся где угодно, непрерывная, не может быть соединена клетками, стоящими друг от друга по диагонали). При попадании в реку, игрока сносит в самую нижнюю ее точку, и из этой точки обязательно должен быть выход в не тупиковую ветвь Лабиринта. По реке можно плыть, если найти топор, найти дерево, кроме ядовитого Анчара, сделать лодку, найти весло и плыть. Реку можно пройти один раз на одну клетку с помощью болотных сапог;
8. 2 вещи-бонуса (б), полезные вещи для игрока;
9. 2 аптечки (а), позволяющих восстановить по 2 жизни;
10. 3 монстра (м); могут быть различными. Типичный монстр просто отнимает у игрока 2 жизни. Можно проводить бои по простой системе: игрок и ведущий кидают кубик, тот, у кого больше, снимает 1 жизнь с соперника; всего у монстра 3 жизни;
11. комната Испытания (И) (2х2), попав в которую, игрок или отгадывает какую-то загадку, или играет с ведущим в какую-то бумажную игру. Крестики-нолики на поле 6х6, или коридорчики того же размера - удачный пример, тогда как рэндзю или "точки" займут слишком много времени и отвлекут от собственно Лабиринта (описание этих игр см. в первой части статьи);
12. боевой склад (БС) (2х2), там хранится 6 бомб. Если взорвать стену склада, все бомбы взорвутся, а с игрока снимется 2 жизни.
Это стандартные объекты для размещения в лабиринте 10х10. Понятно, что они могу быть другими, меняться в зависимости от антуража: Лабиринт Снежной Королевы припас для незваных гостей одни приключения, военная база Монголоров - другие, подземелья темных эльфов - третьи. При увеличении поля вполне возможно увеличение числа или разновидностей игровых объектов.
Все объекты-комнаты многоразовые, а монстры и вещи - одноразовые. То есть, каждый раз проходя через ловушку с кольями, игрок теряет 1 жизнь. Хотя он может найти предмет "ключ", взяв который, может выключать ловушки, входя на клетки с ними, т.е. на игрока с ключом ловушки попросту не действуют.
После завершения игроки меняются местами, и игрок рисует лабиринт, а бывший ведущий готовится к прохождению. Каждое движение игрока считается за ход, и ведущий отмечает количество ходов палочками, зачеркивая их по 5 штук. Тот, кто прошел Лабиринт быстрее, победитель.

ЛабиринтКарта лабиринта с отметками игровых локаций и объектов. В данном примере карта в два раза больше (20х20 клеток), поэтому объектов много. Путь игрока отмечен желтым маркером: он пошел сверху вниз, попал в яму с кольями, потом встретился с монстром и победил его, упал в реку и был отнесен в ее конец, дальше нашел бонус “чувство объектов”, с помощью которого заранее почувствовал яму и, главное, почувствовал Комнату с сокровищами, находящуюся за стеной.





Смотреть с конеца, по-японски..^_^ .. ..Смотреть далее, по-русски





Hosted by uCoz